Литература эпохи Возрождения
 

Логика эпохи Возрождения


Новое, что характеризует логику эпохи Возрождения, можно свести к таким трех положений: 1) активные поиски формально-логических методов познания, альтернативных дедукции; 2) развитие математики и распространение ее средств на различные сферы познания; 3) выявление диалектических противоречий, которые не согласовывались с законами формальной логики. В конечном итоге это привело к созданию индуктивной логики Фрэнсисом Бэконом, попытки распространить средства математики на сферу логики Готфридом-Вильгельмом Лейбницем (что в конечном итоге привело к созданию современной математической логики), попытки создать принципиально новую, содержательную логику Иммануилом Кантом, Георгом-Вильгельмом-Фридрихом Гегелем, Карлом Марксом. И. Кант разрабатывал трансцендентальную логику, Г.-В.-Ф. Гегель и К. Маркс - диалектическую.
В эпоху Возрождения все громче раздавались призывы мыслителей отказаться от дедуктивно-схоластической игры понятиями и изучать природу путем наблюдения и эксперимента. Так, Томаззо Кампанелла призвал прекратить изучать природу по произведениям Аристотеля и положить в основу познания чувственный опыт и индуктивный метод (правда, индукцию он понимал упрощенно, как накопления многих наблюдений).
Для истории гносеологии и логики важное значение имеет высказана Леонардо да Винчи идея о роли математики в познании природы. Ценность математики он видел не только в строгом достоверности ее положений, а и в том значении, которое имеет точное математическое формулировки законов природы. Математика благодаря своему строго научному методу разрушает все произвольные выдумки, софистические словесные ухищрения. Другой известный ученый той эпохи Иоганн Кеплер, подобно И. Канта, который позже писал, что в каждой отрасли знания есть столько настоящей науки, сколько в ней математики, предоставлял последний универсального значения в научном познании. Эти идеи не повлияли на характер логики эпохи Возрождения, однако они не остались незамеченными Г.-В. Лейбницем, который основал новое направление в развитии логики - математическую логику.
Обнаружены мыслителями Возрождения диалектические противоречия привлекли внимание философов к логике объективного мира, которая не всегда совпадает с формально-логическим способом мышления. Так, Николай Кузанский считал, что закон противоречия является определяющим для рассудка, а в сфере ума он уже не имеет такого значения; писал о "совпадения противоположностей". Важное значение для возникновения диалектического метода (диалектической логики) имели и зародыши аналитической геометрии и учение о бесконечно малых отрицательные и мнимые числа. Недостаточность дедуктивно-силлогистический умозаключений для познания природы признавал БЫ. Телезіо и писал, что познание природы может основываться лишь на основе чувственного опыта. Эффективными методами познания он считал индукцию и аналогию.

1  2  3  4  

Другие статьи по теме:

- Становление эстетики как науки
- Молодежь вступает в жизнь
- Пути совершенствования образования.
- Формирование и мировоззренческие основы культуры Ренессанса
- Эпоха Возрождения в Западной Европе

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.