Литература эпохи Возрождения
 

Логика эпохи Возрождения


Критика арістотелівської логики фактически была критикой бесплодного в условиях средневековья дедуктивного метода, который игнорировал чувственный опыт, а в конечном итоге - и реальный мир. Ответы на любые вопросы схоласты пытались вывести путем чистого логізування из таких общих понятий, как "Бог", "душа", "человек", "природа", которые к тому же часто имели мистический смысл. При этом логика рассматривалась как самодостаточная наука, а то и самоцель. Критикуя подобные взгляды, Х.-Л. Вивес видел ценность логики лишь в том, что цель ее - служить средством и подготовкой к познанию самой действительности. По его мнению, рассматривать логику как самоцель - это то же самое, что швец вместо того, чтобы шить обувь, все время шлифовал бы свои инструменты. Он призвал обратиться непосредственно к опыта, чтобы получить истинное знание о природе.
Нельзя безоговорочно согласиться с тем, будто критика схоластики мыслителями эпохи Возрождения "...не вносит еще нового содержания в логику, она только расшатывает ее старую постройку" , даже при условии, что это касается только XV и XVI ст. Ведь известно, что мыслители этой эпохи сделали определенный вклад в развитие логической науки.
Так была совершена попытка уточнить определение предмета логики. Лоренцо Балла основал так называемую риторическую логику, а Пьер Раме завершил это направление в логике. При этом они ориентировались на нормы логики и риторики, которых придерживались Цицерон (II- i в. до н.э.) и Квинтилиан (И ст.).
По мнению П. Раме, будь-яка наука с самого начала должна иметь перед собой идеальный образец, достижение которого она стремится. Логика, по его словам, до сих пор занималась произвольными созданием вместо того, чтобы обратиться к природе как руководителя и учителя.
Ученик Помпонацці Дзабарелла (XVI ст.) придерживался других взглядов. Он требовал строгого разграничения логики и онтологии. Предметом логики, по его мнению, является мышление, а не объективно существующие вещи.
Иначе понимал предмет логики и ее значение Ме-ланхтон, который считал логику педагогической дисциплиной. Он твердил, что логика не может быть орудием научного исследования, средством открытия новых истин. Задача логики заключается в том, чтобы учить, как предоставить научному материала формы, максимально эффективной для восприятия учащимися. Ценность изучения логики заключается в помощи, которую оно оказывает при усвоении научных дисциплин, учил, как надо давать определения, делать логическое разделение понятий, как оперировать суждениями и строить доказательства.
Стоит вспомнить, что именно в период Возрождения Рудольф Гоклен впервые описал тот вид прогрессивного сокращенного полісилогізму (сориту), в котором пропущены все большие предпосылки, кроме первого, и все выводы, кроме последнего.

1  2  3  4  

Другие статьи по теме:

- Станислав Ореховский на первое место ставит мудрость
- Подчинение теологии доводам разума
- Функция исторического наследования и подражания социального опыта
- ШИМОН ШИМОНОВИЧ.
- Политическая мысль эпохи Возрождения

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.