Литература эпохи Возрождения
 

Литература раннего Возрождения

Формирование гуманистических идей в ранний период происходило под значительным влиянием итальянской культуры и философских идей античности. Значительная роль в гуманистическом движении принадлежала университетам. В частности, центром научной гуманистической мысли стал университет в Алькала де Энарес, основанный 1508 Именно в университетской среде развился испанский «еразмизм» - свободомыслящий движение, обозначенный сильным влиянием произведений Эразма Роттердамского. Испанские «еразмисты» пренебрежительно относились к католическим догмам, проявляли большой интерес к религиозным и социальным вопросам.

Самым выдающимся испанским ученым-гуманистом раннего Возрождения был Хуан Луис Вивес (1492 - 1540).Он получил образование в Париже, значительное время провел во Фландрии и Англии. Вивес резко выступал против схоластики и противопоставлял ей новый метод познания, основанный на опыте. Значительное внимание Вивес уделял вопросам воспитания, отстаивая принципы гуманистической педагогики.

Одним из первых наиболее значимых явлений испанской литературы раннего Ренессанса было произведение Фернандо де Рохаса «Трагикомедия о Калисто и Мелибею», известный также под названием «Селестина». Жанр произведения определить не просто. Это прозаическая рассказ, [279] имеющая признаки романа, но подана она в форме диалога. Впервые произведение издано в 1499 p., затем он перерабатывался и распространялся и в окончательном варианте вышел в свет в 1502 г.

Содержание произведения и особенности его стиля указывают на то, что автор обращался к различным источникам: комедий Плавта и Теренция, «Декамерона» Боккаччо, произведений средневековой национальной литературы. Все это творчески переосмилювалось писателем. «Селестина» является вполне оригинальным, национальным испанским произведением, его содержание составляет трагическая история двух влюбленных знатных молодых людей - Калисто и Мелибеи, которые неосмотрительно прибегают за помощью к сводницы Селестина. История заканчивается гибелью всех основных персонажей. Хотя в произведении еще звучат отдельные старые, средневековые мотивы (греховность любви и неизбежность наказания за него), в целом его содержание является уже ренессансным. Прежде всего, в гуманистических традициях показана любовная страсть как чувство высокое и естественное. Мелибея трактуется автором как воплощение совершенства и одновременно чувственной реальности красоты. Но отчетливо гуманистические тенденции выступают в изображении персонажей городского дна во главе с Селесты-ной. Она и является наиболее значительным в сочинении характером, 'порожденным новыми социальными условиями. Селестина - сводня, владелица публичного дома, а в целом она не гнушается никакими занятиями, приносящие прибыль, ибо единственным богом Селестина является золото. «Все побеждают деньги: разбивают скалы, переходят реки, как посуху; нет такого высокого моста, по которому не прошел бы осел, груженый золотом», - из таких соображений исходит Селестина, берясь устроить свидание Калисто с Мелибеею. Селестина полагается только на себя, это человек деятельный и энергичный, и вместе с тем вполне аморальная и бесстыжая, она ничем не связана в своих поступках. Правдиво и убедительно показано непосредственное окружение Селестина - жуликоватые слуги, наглые и одновременно жалкие проститутки.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Борьба за читателя и ее средства
- Саги о Кухулина
- Плутовской роман.
- Венера и Адонис
- Средневековые персидские сказания

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.