Литература эпохи Возрождения
 

Леон Батиста Альберти

По мнению Леона Батисты Альберти (1404-1472), судить о красоте позволяет "которое врожденное душам знания". Альберти поэтому затрудняется дать определение красоты, считая, что ее "мы лучше поймем чувствами", чем выскажем. Следуя античные традиции, он ищет объективные основы прекрасного. Красота вовсе не есть нечто потустороннее, она не отпечаток божества, а качество вещей, что чувственно воспринимаемая"нечто свойственное и врожденное телу, разлитое по всему телу в той мере, в которой она прекрасна". Но, несмотря на заявление, что красоту легче почувствовать, чем выразить, Альберти все же стремится дать определение прекрасного. "Красота, - пишет он, - есть определенная согласие и созвучие частей в том, частями которого они являются". Красота коренится в природе самих вещей. Поэтому задача художников в имитации природы - "лучшего мастера форм". Мир по своей глубокой сущностью прекрасный, и красота лежит в его основе. Искусство должно открыть объективные законы красоты и руководствоваться ими. Говоря об архитектуре, Альберти заявляет, что дом "является якобы живое существо, создавая которую стоит подражать природе".

Согласно концепции объективности прекрасного и объективности законов искусства решается гуманистами вопрос об отношении искусства к действительности. Главный тезис, который отстаивает эстетика Возрождения, - это положение о том, что искусство является отражением действительности. Влюбленные в красоту реального мира, гуманисты нуждаются в первую очередь воспроизведения в искусстве природы и человека как самого совершенного творения природы согласно законам визуального восприятия. В связи с таким пониманием сущности художественного творчества гуманисты особенно настойчиво подчеркивают познавательное значение искусства.

Отличие живописи от науки, за Леонардо, заключается в том, что живопись воспроизводит видимый мир: цвет и фигуры всех предметов, в то время как наука проникает "внутрь тел", игнорируя "качество форм" и сосредоточившись, как это делает, например, геометрия, только на количественной характеристике вещей. Поэтому от ученого исчезает красота творения природы. В этом заключается оправдания и необходимость искусства. Абсолютизация роли одних видов искусства за счет унижения других возможностей была очень характерна для эпохи Возрождения. На первый план выдвигались изобразительные искусства, что своей близкой к реальности конкретно-чувственной форме могли наиболее остро противостоять аскетизма и средневековой схоластике идеологии.

Эстетика эпохи Возрождения не видела относительного характера преимуществ одного вида искусства над другими, как и специфики эстетических и этических понятий и их отличия. Прекрасное отождествляется с моральным и справедливым. Внешнюю красоту считают атрибутом добродетели. Друг Леонардо да Винчи Лука Памоліо выдвигает в качестве нормы красоты гармоничную пропорции "золотого сечения". Внешние формы объекта объявляются основой красоты, а в качестве образца красоты берется человек, ее тело.

Другие статьи по теме:

- Лукаш с Нового Города
- Шимон Ломницкого с Будче
- Миколай Рей из Нагловиць.
- СЕВАСТЬЯН ФАБИАН КЛЕНОВИЧ
- Томмазо Кампанелла (1568-1639)

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.