Литература эпохи Возрождения
 

Только тут самые выгодные варианты на погрузчики.

Кристофер Марло (1564-1593)

Величайший из драматургов-предшественников Шекспира. О его жизни известно немного. Родился он в семье кентерберийского сапожника, образование получил в Кембриджском университете, там же получил степень бакалавра, а затем - магистра. В Кембридже Марло проникся свободомыслящими настроениями, которые были распространены в студенческой [338] среде; здесь начал свое творчество, в частности, переводил с Овидия и Лукана. В 1587 Марло поселился в Лондоне, где сначала был актером, но вскоре целиком занялся литературным творчеством. Интенсивно работал Марло как драматург. Был он человеком страстной и независимой характера, активно вмешивался в тогдашние политические и религиозные споры, входил в радикальный гуманистический кружок Уолтера Ролей и имел репутацию человека неблагонадежного, безбожника и вольнодумца. Внезапная смерть оборвала творчество Марло в самом расцвете: он был убит ударом ножа во время ссоры в одной таверне в пригороде Лондона. Как установлено исследователями, это было политическое убийство, совершенное тайной полицией.

В лондонский период Марло создал четыре пьесы: «Тамерлан Великий» (1587-1588), «Трагическая история доктора Фауста» (1589), «Мальтийский еврей» (1590), «Эдуард II» (1592). В это же время он написал поэму на античный сюжет «Геро и Леандр», имевшую большой успех у читателей.

В своих произведениях Марло показал титанизм человека эпохи Возрождения. Он создал новый тип драмы, в центре которой поставил героя могучих страстей и больших дерзаний. Этот титанический образ царит в пьесе, где все действие концентрируется вокруг него. Первой драмой такого типа была трагедия «Тамерлан Великий». Источником сюжета послужила история жизни восточного завоевателя XIV в. Тимура, прозванного Тамерланом. Заимствованный материал Марло покорил собственному замыслу - создать, как отмечается в прологе к трагедии, величественную драму, в которой Тамерлан "будет бросать мира вызовы в чудесных словах». Образ Тамерлана предстает в трагедии как воплощение ренессансного индивидуализма, безграничных возможностей человека. Простой пастух, он стал великим полководцем и правителем всего восточного мира благодаря несгибаемой воле, ума и непреодолимые вере в свои силы. Он отвергает все социальные и религиозные догмы старого мира, все авторитеты и призывает свои войска даже на штурм неба, чтобы «уничтожить богов». Тамерлан - человек сильных страстей, величественна и в хорошем, и злое. Неутолимая его жажда завоеваний, безграничная его любовь к жене Зенократы и безмерная его скорбь, вызванная его смертью.

Марло превозносит титанизм Тамерлана и одновременно показывает и его разрушительную силу. Наивысшей целью Тамерлана есть власть, завоевания мира. Герой покорил [339] Персию, Сирию, Турцию, Египет, Вавилон. Неизменный успех, осознание своей силы и непобедимости вызывает в нем и пагубное чувство своей исключительности. Он называет себя «земным божеством», пренебрегает интересами других людей, единственным законом для него есть только собственная воля. Это неизбежно делает его невероятно жестоким и своевольным. Тамерлан безжалостно наказывает и уничтожает не только своих врагов по оружию, но и населения, детей, женщин, до основания разрушает города, впивается пыток пленных, собственноручно убивает сына, который не захотел стать воином. Так в сложном образе Тамерлана Марло отразил противоречивость гуманистического индивидуализма и титанизма.

Величие и трагедия сильной индивидуальности Ренессанса показана в «Трагической истории доктора Фауста» - первом драматическом произведении на сюжет немецкой легенды. Марло, воспользовавшись английским переводом народной книги в издании Шписа, довольно точно воспроизвел ее эпизоды, но образ Фауста и произведение в целом наполнил совершенно новым содержанием.

1  2  3  4  

Другие статьи по теме:

- Шевченко в Коломые
- Драматические произведения Шекспира
- Рафаэль Санти
- Томас Нэш (1568-1606)
- Франческо Петрарка (1304-1374)

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.