Литература эпохи Возрождения
 

История медицины в период ренесанса

История медицины достаточно интересна и разнообразна. Это же самое можно сказать и о эпоху Возрождения и Просвещения, когда появлялись новые научные подходы и философские взгляды на разные вещи, в том числе на человеческую природу, ее организм, лечение.

В средние века М. в Западной Европе почти не получила дальнейшего научного развития. Христианская церковь, которая провозгласила примат веры над знанием, канонизировала обучения Галена, превратив его в неопровержимую догму. В результате много наивных и умозрительных представлений Галена (Гален считал, что кровь образуется в печени, разносится по телу и там вполне поглощается, что сердце служит для образования в нем "жизненной пневмы", что поддерживает теплоту тела; объяснял процессы, происходящие в организме, действием особых нематериальных "сил": силы пульсации, благодаря к-рой артерии пульсируют, и др.) превратились в анатомо-физиологич. основу Г. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святых мощей считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытия трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалась как ересь, метод Галена, . любознательного исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им "система" как окончательная "научная" основа М., а "ученые" врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена. Накопления практических мед. наблюдений, конечно, продолжалось и в средние века. В ответ на запросы времени возникали спец. учреждения для лечения больных и раненых, проводились выявление и изоляция заразных больных. Крестовые походы, которые сопровождались миграцией огромных человеческих масс, способствовали опустошительным эпидемиям и обусловили в Европе появление карантинов; открывались монастырские б-цы и лазареты. Еще раньше (7 в.) в Византийской империи возникли крупные больницы для гражданского населения. В 9-11 вв. центр научной мед. мысли переместился в страны арабского Халифата. Византийской и арабский М. мы обязаны сохранением ценной наследия М. Древнего Мира, к-рое они обогатили описанием новых симптомов болезней, лекарственных средств. Большую роль в развитии М. сыграл уроженец Средней Азии, разносторонний ученый и мыслитель Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037): его "Канон врачебной науки" был энциклопедическим сводом медицинских знаний.

В древнерусском феодальной государстве рядом с монастырской М. продолжала развиваться народная М. Распространенные лікувальники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) описывали лекарственные растения.

Медленное, но неуклонное развитие мед. знаний начинается в Западной Европе в 12-13 вв. (что получило отражение, напр., в деятельности Салернського ун-та). Но только в эпоху Возрождения уроженец Швейцарии врач Парацельс выступил с решительной критикой галенізму и пропагандой новой Г., которая основывается не на авторитетах, а на опыте и знаниях. Считая причиной хронич. заболеваний расстройство химич. преобразований при пищеварении и всасывании, Парацельс ввел в леч. практику различные химич. вещества и минеральные воды.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Связь украинского и польского Возрождения
- Основные условия реализации функций образования.
- Особенности формирования этнополитической мысли в эпоху возрождения
- Данте.
- Христина Даниловна Алчевска

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.