Литература эпохи Возрождения
 

Использованы средства связи предложений в текстах

Широкой долиной между двумя строками развесистых гор течет по Васильківщині небольшая речка Роставица (Д1 - НЕТ). Среди долины зеленеют роскошные и высокие ивы, там будто утонули в ивах село Вербовка (Д2 - Н2). Между ивами очень отчетливо и ясно блестит против солнца высокая белая церковь с тремя куполами, а возле нее небольшая колокольня как будто запуталась в зеленом ветвях старых груш (ДЗ - НЗ). Местами из-среди ив и садов выныривают белые хаты и чернеют кровли высоких риг (Д4-Н4). (Иван Нечуй-Левицкий).

- при параллельном способеАндрей Маркович, старший учитель в школе, - коренастый рыжий паруб'яка (Д1 - НЕТ). Лицо - красное, в ластовиннях; в синих глазах, как скала из-под воды, сверкает сталь (Д1 - Н2). Ходит в свите бобриковій, а штаны носит на выпуск ((Д1) - НЗ). На голове - фуражка с бархатным околышем, арматурка, кокарда ((Д1) - Н4). Вздымает он с головы того фуражки осторожно, как архирей митру и неоднократно сдувает пыль (Д1 - Н5). (С.Васильченко).

Итак, связный текст - это отрезок устной или письменной речи, для которого свойственны протяженность, тематическая логическая целостность, единство и способность членуватися на мелкие составные части. Связность текста характеризуется определенной последовательностью предложений, абзацев, надфразових сущностям, которые определяются смысловой связью и отвечают замысла автора. От связного следует отличать бессвязный текст, представляющий собой совокупность логически и тематически не связанных между собой высказываний. Такие тексты (а это чаще всего ученические высказывания) анализируются с точки зрения речевых ошибок [9, 94].

Различают устные и письменные тексты, художественные и нехудожественные, прозаические и стихотворные, монологическое и диалогические, повествование, описание, рассуждение, абзац, текст и микротекст, контекст, подтекст и другие.

Устный текст - продукт живой речи, письменный - продукт письма или печать. Каждый из них обладает соответственно свойства устной или письменной речи. Устный текст воспринимается на слух, письменный - визуально.

Художественному тексту присущи образность, что оказывается в искусном описании картин и образов средствами художественного слова, и конкретно-чувственный элемент, который принимает участие в создании чувственно-эмоциональных впечатлений. Именно этим отличаются тексты художественного стиля от других.

Определенные свойства художественного стиля имеют отдельные тексты разговорного и публицистического стиля. Нехудожественные тексты определяются в большей информативностью и отсутствием художественной образности. Это тексты научного, официально-делового, а также отдельные жанры публицистического и разновидности разговорного стиля.

Тексты всех стилей, кроме художественного, по форме проявления прозаические, т.е. лишены ритмической организации. Для художественного стиля свойственна еще и віршова форма проявления, что реализуется повторением определенных ритмо-мелодических строфічних элементов [2, 18].

В основе разграничения монологических и диалогических текстов лежит количество участников текстообразование (вещателей - адресантов вещания). Тип вещания (повествование, описание, рассуждение) является разновидностью способов организации текста и формы вложенного в него содержания. Каждый из типов речи выполняет свою функцию в текстах разных стилей.

Важной структурной единицей является абзац (нем. absatz). Это отрезок текста, что имеет структурную, тематическую и смысловую завершенность. Группы предложений, входящих в абзаца, передают относительно самостоятельную информацию и характеризуются определенными структурными особенностями. Такие группы предложений называют сложным синтаксическим целым. Для членения текста на абзацы используются понятия текст (текст в целом) и микротекст (отдельные части текста), что в свою очередь связывают с понятием темы и мікротеми текста [17, 51].

Тема (от греч. тема - положение, основа) - предмет суждения или изложения, круг определенных вопросов, которые объединяют связное высказывание в единую смысловую целостность; главный смысловой мотив, что является основой завершенности текста, подчиненную заданной теме [17, 52].

Тема текста раскрывается в процессе изучения содержательного (лексико-грамматического) взаимосвязи его языковых единиц. А это означает, что в процессе формирования связной речи надо заботиться, чтобы каждое подобранные предложения по своему содержанию непременно впліталося в тематическую структуру текста. Тема текста находит свое воплощение в текстовых единицах больших, чем предложения, над фразовых единствах, абзацах и т.д., которые подчиняются ведущей теме текста. Если мы практически научим своих воспитанников вот так пристально присматриваться к содержанию предложения, то предотвратим тем многочисленным алогізмам и недоречностям, которые еще нередко встречаем в ученических произведениях. К тому же привчатимемо детей логически мыслить, сопоставлять в языке частичное и общее. Последнее имеет важное значение еще и потому, что учит учеников видеть темы широкие и узкие, отличать их друг от друга. Ведь в основу дифференциации тем возложена именно принцип частичного и общего. А это означает, что широкая тема относится к узкой, как целое в части, например: широкая тема - "Зима", частичная - "Зимний день", соответственно - "Весной" и "яблоня Зацвела", "Наша школа" и "Наш класс".

Не исключена возможность, и так нередко бывает, что одна широкая тема текста объединяет в себе еще одну или несколько более узких тем. Однако беглые темы не должны рамку главной темы. Тема текста органически связана с его основной мыслью, как и наоборот. Тема - это то, о чем говорится в тексте, вопрос, который раскрывается в нем, а главная мысль - результат вследствие этого раскрытия, суждения. используются слова с пространственным значением (Андрей Маркевич - лицо в синих глазах, в свите бобриковій, штаны на выпуск, на голове), контекстуальные синонимы (Андрей Маркевич - он).

Другие статьи по теме:

- Великие географические открытия эпохи Возрождения
- Проблема движения ренесанса
- СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИЗМА В УКРАИНЕ
- Нравственный идеал отечественных гуманистов
- Римско-католическая церковь

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.