Литература эпохи Возрождения
 

Христина Даниловна Алчевска

В конце XIX в. количество начальных школ в подроссийской Украине выросло в 12 раз (по сравнению с серединой века), однако они не удовлетворяли потребности народа в начальном образовании. Уровень грамотности населения в настоящее время составлял 15-20%. Качество обучения в народных школах была низкой. Самое примитивное образование давали церковно школы, которые в 1900 г. составляли 80% от всех начальных школ. Обучение в них ограничивался чтением, пусками арифметики и изучением молитв.

Согласно принятому в 1864 г. "Устава гимназии и прогимназии", устанавливались классические и реальные гимназии (вместо уездных училищ) - неполные средние учебные заведения. В Украине гимназии распространялись медленно, их было слишком мало, чтобы удовлетворить потребности даже половины желающих в них вступить. Доступ ограничивался и через высокую плату за обучение.

Состояние высшего образования в Украине был также крайне неудовлетворительное. В начале XX в. все высшие учебные заведения сосредоточивались только в Киеве, Харькове, Одессе и Днепропетровске.

В подроссийской Украине во всех начальных и средних школах учили на русском языке по учебным планам и программам, которые действовали по всей России. На развитие образования на этих территориях в значительной степени влияла русифікаторська политика царизма. Так, в 1863 г. министр внутренних дел Валуев издал циркуляр, которым провозглашалось, что никакой особой малороссийского языка не было, нет и быть не может. Циркуляр запрещал издавать на русском языке учебные книги и учебники для школ. В 1864 г. вышло "Положение о начальных народных училищах", которым было предусмотрено обучения в этих заведениях только на русском языке. В 1876 г. издан Закон о полном запрете украинского языка не только в учебных заведениях, но и в общественной жизни вообще.

На западноукраинских землях в середине XIX в. структура начальных школ оставалась такой же, как и раньше: приходские, тривиальные и главные. Среднее образование давали гимназии и реальные школы.

Австрийское правительство под давлением революции 1848 г. был вынужден принять конституцию и дать определенные облегчения народов, населявших империю. В 1848 г. во Львове было создано Главную Русскую Совет как официального представителя украинского населения Галичины в Вене. Совет выступала за развитие украинского языка и образования и добилась принятия ряда законов. Того же года была открыта кафедра украинского языка во Львовском университете, переведены на украинский язык обучения приходские и тривиальные школы городов и сел, в которых проживало большинство украинцев. В гимназиях украинский язык вводился как обязательный предмет изучения. После 1849 г. в Галиции наступает реакция. В 1851 г. был распущен Главную Русскую Совет, постепенно терялось завоеванное. Открываются новые польские гимназии, отменяется обязательное изучение украинского языка, ограничивается вступление украинцев к Львовского университета.

Несмотря на принятие Австрией в 1867 г. новой конституции, которая декларировала равноправие всех народов, реформы были неблагоприятные для украинцев и полностью поставили их под власть поляков. По закону 1867 г. о языке преподавания в средних и народных школах польская речь становилась обязательной во всех учебных заведениях Галичины.

Во второй половине XIX в. на западноукраинских землях возник новый тип школы - утраквістична (двуязычная). По решению польского сейма 1886 г. основные предметы в школах преподавались на польском языке, а все остальные - на родном. Внешне равноправие языков якобы обеспечивалась, но по сути это была скрытая форма шовинизма. С целью ограничения образования среди сельского населения все начальные школы были разделены на сельские и городские. Программа обучения в сельских школах сокращалась и не давала никаких прав на продолжение образования.

Для объединения усилий в борьбе за украинскую школу 1910 г. создан Краевой Школьный Союз. В него вошли представители от "Просвещения", "Учительской общины", Научного Общества имени Шевченко и других общественных и политических организаций края. Развитие педагогической мысли способствовали выдающиеся представители украинского народа - Кристина Алчевска, Ю. Федькович, В. Гринченко, Г. Коцюбинский, С. Васильченко, И. Франко, Леся Украинка, Т. Лубенец и другие.

Христина Даниловна Алчевска (1841-1920) - учительница, выдающийся деятель народного образования, организатор воскресных школ, признана писательница.

Педагогическую деятельность начала в Харьковской воскресной школе для взрослых. В 1862 г. открыла бесплатную женскую воскресную школу, которая просуществовала более полувека и стала організаціино-методическим центром создание воскресных школ для обучения взрослых и подростков по всей России. Активно переписывалась с другими воскресными школами, помогала им советами, экспонировала на выставках (в Париже, Москве, Нижнем Новгороде). Алчевская Христина была вице-президентом Международной лиги образования, ее награжден высшими международными наградами.

Другие статьи по теме:

- Проблема движения ренесанса
- Развитие литературы в xv-первой половине xvi в.
- Мировоззренческие основы Ренессанса.
- Станислав Ореховский на первое место ставит мудрость
- Украинская философская мысль xv - нач. xvii ст

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.