Фома Аквинский

Схоласты XIII ст. Альберт Великий, Фома Аквинский и др., опираясь на идеи средневековой эстетики предыдущих периодов и используя аристотелевский метод философской дефиниции, завершили систематизацию средневековой эстетики. Прекрасное было определено как то, что "нравится само по себе", доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Красота осмысляется как слияния и просвечивание "формы" (идеи) вещи в ее материальном образе (Альберт Великий). Наиболее ярким представителем средневековой эстетики является Фома Аквинский (1225/26-1274). С помощью синтеза арістотелізму и христианства он обосновывал христианская вера-учение, выдвинул принцип гармонии веры и разума. В эстетике он разрабатывал учение о форму и сущность. Всякое существующее - как единичное, так и божественный абсолют - состоит из сущности и существования. В Бога сущность тождественна с существованием. Наоборот, сущность всех вещей, созданных не согласуется с существованием, потому что не вытекает из их единичной сути. В понимании сущности и существования Фома Аквинский использует категории Аристотеля - материя и форма. Материальные вещи представляют собой синтез неопределенной, пассивной материи и активной формы. Существующим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что формы, которые отделимые от материи, входят в пассивной материи. Различие между материальным и духовным миром проявляется в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то время как духовное имеет только форму. Тем самым Фома Аквінсь-кий кладет начало обсуждению проблем художественной формы.
Начиная с XI в., в Западной Европе с развитием производственных сил центр тяжести общественной жизни перемещается в города, в которых возникает новый тип городской культуры. В настоящее время в Европе появляются университеты, которые становятся центрами культуры и образования. Они постепенно витискують с культурной жизни монастырские школы. Особую роль в городской средневековой эстетике играет осмысления тогдашней художественной практики и формирование соответствующих норм художественного творчества. В XIII ст. Вителло в своем произведении "Перспектива" ввел в средневековую эстетику идеи арабского ученого Альхозена (956-1039) - теории зрительного восприятия, вопросы геометрической и физической оптики. Впоследствии эти идеи захватили теоретиков и практиков искусства Возрождения. Искусствоведческий направление в средневековой эстетике связан со специальными трактатами с поэтики (так называемые "Поетрії") и музыки. Их авторы опирались не на тогдашнюю практику искусства, в основном на античные теории с усилением акцента на собственно эстетическом их стороне. Главным в поэзии считался содержание, однако авторы "Поетрій" уделяли больше внимания вопросам формы, различая форму внешнюю и внутреннюю. В центре многих "Поетрій" была новая эстетическая категория - "изящество". Принципиально новой появилась теория контрапункта, что обосновала принцип полифонии в музыкальной практике. В живописи теоретики средневековой эстетики ценят красоту, содержательность, алегоризм; в скульптуре - життєподібність; в архитектуре - размер, соразмерность, блеск, светоносность, пропорциональные соотношения. Геометрия и математика рассматриваются как важнейшие основы архитектуры, а отчасти и живописи.
В эстетических учений средневековья нашли отражение новые по сравнению с античностью процессы в развитии культуры.
В значительной степени эта эстетика была теологической, отмечалась абстрактностью, спекуля тивности, носила ярко выраженный схоластический характер. Она обосновывала, узагальнювала теоретические положения о искусство, что находится под непосредственным влиянием церкви. Светское искусство нашло в ней слабый отпечаток. Теория двух реальностей, свойственная средневековой сознания, лежит в основе как художественного мироощущения, так и в целом средневекового искусства. В средневековой художественной культуре земной мир является символ мира внечувственного, на познании которого и сосредоточилась средневековая эстетика.
Другие статьи по теме:
-
ПАВЕЛ КРОСНЕНЬСКИЙ-
СЕВАСТЬЯН ФАБИАН КЛЕНОВИЧ-
Фома Аквинский-
ГРИГОРИЙ САНОЦЬКИЙ-
КАСИЯН (КАЛЛИСТ) САКОВИЧ