Литература эпохи Возрождения
 

Предлагаем качественные геодезические изыскания по разумным ценам.

Человеческий ум и образование, нравственное воспитание

Гуманисты эпохи Возрождения, и об этом уже частично речь шла в предыдущих параграфах, создали новый идеал человека. Ренессансный человек отмечалась ярко выраженной индивидуальностью, всесторонней образованности, исключительной энергией и незаурядными способностями. В отличие от Средневековья, которое, утвердив в пределах схоластики достаточно высокий статус рационального знания, підпорядкувало человеческий разум и его деятельность в первую очередь целью спасения своей души и обоснованию теологической доктрины, эпоха Возрождения сняла эти ограничения человеческого ума, наделив его признаками почти Божественного могущества. В соответствии большого значения они предоставили образовании и нравственному воспитанию.

Критической оценке человеческого разума в эпоху Возрождения подлежало все, даже священные тексты, к анализу которых применялись рационалистические методы. Не воспринимая попытки согласовать разум и веру, что было свойственно схоластике, гуманисты критиковали последнюю с рационалистических позиций. Поскольку же критерием истинности для них был разум, гуманисты требовали разумной веры, стремились к созданию "естественной религии", учили все рассматривать в свете свободного от предрассудков ума (Эразм Роттердамский, Л. Вала, П. Помпонаці - 399, с. 262). Человеческий разум гуманисты эпохи Возрождения уподобляли к Божественному, считали его "живым отражением" Божественной мудрости; светом самой природы (lumen naturae), которая воплотилась в человеке. Свободный и активный ум был для них источником жизни, человеческой сущности в человеке (Эразм, Ю. Ліпсій - 430, с. 179).

В отличие от западноевропейской философии (которая явно тяготела к рационализма), украинская средневековая мысль еще со времен княжеской эпохи ориентировалась преимущественно на духовность. Она почтенное место отводил человеческому разуму, который, однако, как и западная средневековая философия, подчиняла вере. Древнеукраинских мыслителей интересовали, в частности, такие проблемы, как пределы компетенции человеческого разума и его роль в упорядочении мира человеческой жизни (424, с. 83, 87). Одной из центральных проблем, например, в "Изборнику Святослава 1076 года", выступает проблема соотношения между чувственным и рациональным способами познания (372, c. 18). При этом приоритетное значение имеет умственные, так как именно он обеспечивает познание истины (Кирилл Туровский. Владимир Мономах, Клим Смолятич). Присущий украинской культуре пиетет перед человеческим разумом не в последнюю очередь способствовал переводу в Киеве на протяжении XIV - XV вв. двух трактатов из логики Моисея Маймонида (XII ст.) и Аль-Газали. Популярным среди украинских книжников XIV - XV вв. был также научно-энциклопедический трактат "Аристотелю врата", который представлял собой арабский компиляцию Аристотеля (X - XI вв.). Главный акцент в нем делался на силе и власти человеческого разума. Вся эта переводная литература способствовала возникновению гуманистических идей среди ученых Киевского кружка переводчиков и даже, по мнению В. М. Перетца, можно говорить о гуманистический характер их деятельности (794, с. 62).

Эту традицию продолжили украинские гуманисты XVI - XVII ст. Они также высоко ценили ум человеческий, верили в его силу и возможности. Подтверждений этому можно найти очень много в трудах Ю. Дрогобыча, в анонимных произведениях "Совітованіє в благочестіи" и "Душевник", в произведениях Л. Зизанія, Г. Смотрицкого, в поэме "Днепровские камени" И. Домбровского, в панегирике П. Могиле, что его под названием "восходящее Солнце после заката" написал И. Калимон. Высокая оценка ума как средства самопознания и познания мира характерна для Виталия Дубненского, Транквилиона, а также Григория Саноцького, который призвал послугуватися собственным умом в решении любых вопросов, в том числе и религиозных (1028, с. 58). Выше от набожности, знаем, главный ценитель ум и К.Сакович. А Пашковский, подобно Эразма, советовал тем, у кого больше силы, чем ума, изучать "жовнірську науку" как такую, которая не требует особого умственного напряжения. Звеличуванню ума, который точит "мозкородна" Минерва отдал должное также М. Стрийковский, подчеркивая, что разум везде в почете ("куда не пойди, за океан или в индийские крае"). Становясь на защиту Гомера, Платона, Сократа (которые "блистали умом"), он в своей эпиграмме критикует врага упомянутых греческих философов на имя Зоїл (имя которого стало нарицательным), сравнивая его с псом, что грызет кость и презирает ум. Среди произведений современных авторов есть и такие, которые полностью посвящены прославлению ума и мудрости. Имеем в виду анонимный произведение "Похвала мудрости", где согласно ренессансных тенденций утверждается, что человеческий разум, мудрость и вера находятся в полной гармонии и что лучше, чтобы муж был умный, чем сильный (115, с. 264). Однако наиболее последовательно право следовать указаниям собственного ума отстаивал С. Ореховский. Ум, писал мыслитель, данный человеку Богом, он есть не только "непременным основанием и проводником доблестных поступков или основополагающей целью", но и инструментом для духовного спасения, средством познания окружающего мира и своего Божественного естества. С. Ореховский сравнивает разум со светом, который "имеющиеся в потенциальном состоянии краски делает очевидными". Бессмертный разум стоит выше от души и руководит ею. Следует отметить, что, говоря о несмертельність ума, Ореховский хотя и ссылается на произведения Аристотеля, однако на самом деле цитирует его в интерпретации Авероеса (1001, с. 40, 42, 51; 1080, с. 75). Он верил в могущество просвещенного ума, который "учит нас истинной мудрости", приносит славу и дает бессмертие: "Великий Рим погиб, а Цицерон живет и жить будет до конца мира" благодаря своему выдающемуся уму (738, с. 41).

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Литература раннего Возрождения. Петрарка. Боккаччо.
- Наука и образование в эпоху средневековья
- Основные условия реализации функций образования.
- Почему именно Италия стала родиной этой культуры? Каковы же предпосылки ее возникновения?
- Языковое образование в Украине

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.