Литература эпохи Возрождения
 

Человеческий ум и образование, нравственное воспитание


Впрочем, подавляющее большинство украинских мыслителей гуманистического направления оказывала решающее значение в познании логичным розміркуванням. С помощью разума, путем логического доказательства они стремились убедить в справедливости своих идей (С. Зизаний, Г. Смотрицкий). Именно поэтому большое значение придавали они логике (диалектике). Эта дисциплина как отдельный курс изучалась не только в Острожском коллегиуме, но и во Львовской братской школе. Порой она читалась как дополнение к курсу риторики. Использовали при этом в основном произведения Аристотеля, "Диалектику" Дамаскина (перевод которой славянской было осуществлено еще в X в.) и произвольно истолкован А. Курбським (XVI ст.) логический трактат под названием "Вот другіє диалектики Йоанна Спанненберга в силлогизме вытолковано". Логике посвящали даже панегирики. Достаточно вспомнить хотя бы произведение С. Почаського "Євхаристіон", один из разделов которого назван "Корень умілості... Диалектика учит разумного вещей распознания". Логика, по его мнению, не только помогает познать истину, но и:

Фальшь лживых болтовни вовремя понять,

Где обман, а где правда, уметь различить.

А наука дает нам способы в умении,

Чтобы спрятанную узнать сущность в прозрінні.

Чтобы ты ум давать в затруднении себе совет

И сумел познавать козни и измену.

(183, с. 229).

Однако, в отличие от западных философов, украинские гуманисты мало внимания оказывали разработке экологической проблематике, теории абстрактного мышления, в частности теории категорий, заключения, доказательства, метода, т.е. таким исследованиям, в которых ум становится самоцінністю, освобождается от теологии. Это стало возможным впоследствии, с открытием Киево-Могилянской академии. Впрочем, украинские ученые признавали способность человеческого разума познавать мир, выявлять причинно-следствия связи между явлениями, о чем недвусмысленно говорит, например, Ю. Дрогобич: "Последствия мы по причинам и наоборот определяем" (221, с. 1). Он был убежден в возможности познания мира благодаря уму, хотя бы как далеко "просторы неба" были. О том, что знания становятся истинными, когда опознаны причины вещей, говорил и К. Сакович. До использования рационалистического метода в познании призвали и другие отечественные мыслители. В Частности, С. Ореховский, ссылаясь на Аристотеля, советует "от явных и известных вещей двигаться к вещам тайных и неизвестных". А по мнению анонимного автора "Похвалы мудрости", постижения мира должна базироваться на определенной системе теоретических знаний, полученных при помощи разума. Интересной была и идея Л. Зизанія, по мнению которого ключом к познанию является родной язык. Эта идея была подхвачена и развита М. Смотрицким: учиться не только читать и писать, но и глубоко и логично мыслить на родном языке (115, с. 264,444; 299, с. 507; 679, с. 105).

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Логика эпохи Возрождения
- Связь украинского и польского Возрождения
- Почему именно Италия стала родиной этой культуры? Каковы же предпосылки ее возникновения?
- Мировоззренческие основы Ренессанса.
- Подготовка Возрождения. Чосер

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.