Литература эпохи Возрождения
 

Бог и природа

В центре средневекового религиозного мировоззрения, как известно, стоял Бог. Поэтому тогдашняя философия то ли в форме патристики, или схоластики всю свою сосредоточивала внимание на доведении его бытия и создании им мира из ничего. В системе філософування на передний план, кроме принципов теоцентризму и креационизма, выступает также принцип разделения мира на земной и небесный с иерархическим подчинением первого втором. И хоть земной мир, природа, человек не остались вне поля зрения тогдашней науки, поскольку мир представлялся созданным для человека, а человек - венцом творения, однако о них говорилось как о вещах менее стоимостные, греховные, временные. Бог же считался создателем, которого можно познать через его действия, которые отслеживаются в созданном им мире. Бог - это также и отчуждена человек. Через то его можно познать, или познавая мир и человека, или же - через мистическое озарение. Зато интересы западноевропейских гуманистов эпохи Возрождения направлялись прежде всего на человека. Вместо религиозно-аскетической идеи о греховности плоти и земной жизни в это время откровенно провозглашалось право человека на самоутверждения в реальной жизни и на удовлетворение ее земных потребностей. Важное значение, в отличие от Средневековья, придавалось изучению природы. Произошло, следовательно, переориентация философской мысли от богопознания к познанию природы и человека и признание их самоценности. Речь шла, таким образом, о коренном изменении мировоззренческих ориентиров. Украина, которая всегда находилась в орбите развития европейской культуры, науки и образования, также пережила подобную метаморфозу, хотя последняя состоялась с некоторым отставанием во времени и в несколько отличных формах.

Средневековая схоластика, что занималась доказательством бытия Бога, представляла его вечным, неизменным и абсолютно совершенным первенем всего мира, его создателем, обладателем "высшего, горнего царства". Такое определение Бога основывалось на учении Аристотеля, для которого Бог - это совершенный мудрец, "мыслящее себя мышления", першорушій мира, высшая цель всех форм и образований, которые развиваются по собственным законам; неподвижный, но все двигающийся Ум. Со временем теологи как западной, так и восточной церкви на свое усмотрение уточняли понятие Бога. Так, западные придерживались преимущественно рационалистической концепции Бога, в частности Фома Аквинский подчеркивал, что Бог - необходима и олицетворенное первопричина, которая в природе и мире человека действует посредством "вторичных причин; является конечной целью сущего, "чистой форме", чистой актуальностью". По мнению Ансельма Кентерберийского, сущность Бога и его бытия тождественны. Он является высшим благом и бесконечно совершенным существом. Они считали, что Бога можно познать, и это познание достигается путем положительной теологии. Зато восточная (греческая) патристика, также акцентируя внимание на надприродності и трансцендентности Бога, на его абсолютной свободе и абсолютной власти над созданным им из ничего миром, преимущественно подчеркивала его полной неузнаваемости. Бог, по их мнению, - абсолют, что имеет световую, еманативну и творческую энергию, является непізнаваною Божественной сущностью, адекватным способом осмысления которой является негативная теология.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Политическая мысль эпохи Возрождения
- Связи украинских гуманистов с западноевропейскими
- Пути совершенствования образования.
- Конец средневековья и начало новой эры. Данте
- Великие географические открытия эпохи Возрождения

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.