Литература эпохи Возрождения
 

Арабская философия

В XV-XVI вв. в истории философской мысли принято называть эпохой Возрождения, Ренессанса (от фр. renaissance - возрождение). Этот термин употребляется для обозначения периода возрождение античной культуры под влиянием существенных перемен в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Но слишком упрощенно было бы считать, что понятие Возрождения отражает лишь смысл той эпохи и что в духовной жизни наблюдается механическое перенесение на тогдашний почву культурного наследия античности. В новой культуре, кроме ренессанса античности, в значительной мере находит отражение социально-экономический и духовный смысл средневековья. В области философии наблюдается сложный, непоследовательный, часто противоречивый характер философских взглядов. Поэтому крайне сложно определить определенную систему взглядов, более-менее стали направления или философские течения того периода. Даже взгляды отдельных философов страдают порой двойственностью, отсутствием определенности.

В целом итальянская философия Возрождения не является неким повторением, копированием античной философии, а существенно отличается от нее. С другой стороны, новая философия, хотя и противопоставляет себя средневековой схоластике, несет на себе отпечаток средневековой культуры, и ей присущи определенные черты, не свойственные античности. Объясняется это, во-первых, несталістю социально-экономического уклада в ведущих странах Западной Европы. То был переходный период от одной (феодальной) формации к другой, к новым, буржуазных производственных отношений. Он характеризуется неопределенностью социально-классовой структуры, а отсюда - неоднородностью идеологических установок. Во-вторых, теоретические источники философии Возрождения слишком разнообразны и не ограничиваются только античной культурой. Так, период Возрождения на первое место ставит Платона, а не Аристотеля. Философия Платона направляется против католической теологии и авторитета Аристотеля в схоластическом его толковании, широко влияет на утверждение философского идеализма в его новой, освобожденной от средневековой схоластики форме и открыто выступает против материалистических тенденций в философии. В то же время учение Платона, в частности его этические и эстетические взгляды, использовались для обоснования незыблемой единства духовного и телесного и направлялись против официального религиозного учения о умерщвление плоти и изначальной греховности человека. Философия Возрождения не отказывается и от философии Аристотеля, но оригинальной,очищенной от средневековых напластований, а то и искажений. Сторонники арістотелізму стремились развивать его материалистические тенденции, позаимствовав многое в натурфілософів, стихийных диалектов и этических учений эпикурейской школы и стоицизма.

Одним из источников философии Возрождения стали средневековые ереси, которые были своеобразной идеологией оппозиционных феодалізмові движений. Ереси взрывали средневековую церковную догматику, официальную религиозную идеологию, расчищали путь антицерковным идеям мыслителей Возрождения. Ярким примером этого могут быть взгляды Я.Гуса и его единомышленников.

На формирование философии Возрождения, бесспорно, имели существенное влияние также передовые тенденции в средневековой философии вообще. Имеется в виду номинализм, рационалистические и эмпирические тенденции в теории средневековой философии.

И особое влияние имела восточная, в частности арабская философия, для которой характерна сильная материалистическая тенденция, а также научные достижения арабов в области естествознания, которые распространялись в Италии и Западной Европе в XII-XIII ст. Наряду с этими предпосылками развитию своеобразной философии Возрождения способствовали также и большие открытия (особенно геліоцентризм Коперника) и изобретения, которые были сделаны в то время. Необходимость развития новых отраслей промышленности привела к качественно новый прогресс в естествознании - астрономии, механике, географии и других науках.

1  2  3  4  5  

Другие статьи по теме:

- Универсальность системы образования.
- Проблема движения ренесанса
- Пути совершенствования образования.
- СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИЗМА В УКРАИНЕ
- Арабская философия

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.